Концерт «Эволюция симфонии»

8 ноября 2019 года в большом зале Государственной консерватории Узбекистана пройдёт концерт Национального Симфонического оркестра Узбекистана «Эволюция симфонии»

В программе:
 Й.Гайдн – Симфония № 82 «Медведь»

В.Моцарт – Симфония № 39

Л.Бетховен – Симфония № 3 «Героическая»

И.Брамс – Симфония № 1

К.Дебюсси – Послеполуденный отдых фавна

Б.Барток – Концерт для оркестра

Дирижер: Шах Садиков
Художественный руководитель оркестра,Народный артист Узбекистана Исмаил Джалилов

Й.Гайдн – Симфония № 82 «Медведь»
 Гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.

Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкального   языка  –  жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованные  из фольклорных  источников.  

Как и другие симфонии Париж, «Медведь» была написана для самого большого оркестрового ансамбля. Несмотря на его номер, симфония была фактически последней из шести Парижских симфоний. Он был завершен в 1786 году. Гудение волынки в финале симфонии напомнило слушателям рев медведя, и за симфонией закрепилось такое название.


В.Моцарт – Симфония № 39 

Вольфанг Амадей Моцарт – это величайший композитор эпохи классицизма. Его жизнь пронизана контрастами: от славы и признания до нищенского существования. Лишь музыка скрашивала его тяжелые будни. Моцарту одновременно приходилось работать над оперными и инструментальными произведениями, в ходе чего происходил синтез жанров, усиливалась драматургия, мелодические образы становились рельефнее. В зрелом возрасте его композиторская техника достигла практического совершенства. Его бесконечный поток музыкальной фантазии вылился в три великолепных симфонических сочинения, среди которых неповторимым образцом можно считать симфонию №39.


Людвиг ван Бетховен Симфония №3 «Героическая»
 
Третья симфония Бетховена «Героическая» является одной из важнейших вех в музыкальном развитии от классического периода к эпохе романтизма. Произведение положило начало зрелому творческому пути композитора.
 Первоначально, композитор посвятил данное музыкальное произведение Наполеону. Он искренне восхищался его политическими взглядами и убеждениями, но длилось это лишь до тех пор, пока Бонапарт не стал Французским императором. Данный факт полностью перечеркнул образ Наполеона, как представителя антимонархии. 

Когда друг Бетховена сообщил ему о том, что состоялась церемония коронации Бонапарта, Людвиг пришел в настоящую ярость. Тогда он сказал, что после данного поступка его кумир упал до статуса простого смертного, думающего лишь о собственной выгоде, и утешая амбиции. В конце концов, все это приведет к тирании при правлении, уверенно заявил композитор. Со всей злости, музыкант разорвал первую страницу сочинения, на которой каллиграфическим почерком было написано посвящение. Когда он пришел в себя, то восстановил первую страницу, написав на ней новое название «Героическая».


И.Брамс – Симфония № 1

Над своей Первой симфонией Брамс работал небывало долго — дольше, чем над последующими тремя вместе взятыми, — с перерывами около 15 лет. Он, преклонявшийся перед Бетховеном, страшился сравнения со своим кумиром, постоянно слыша за собой «шаги гиганта». В 1862 году композитор играл первую часть, не имевшую тогда вступления, Кларе Шуман. В сентябре 1868-го, после длительной ссоры, в знак примирения прислал ей открытку из Швейцарии с альпийским наигрышем «С высоких гор, из глубоких долин приветствую тебя тысячекратно», который использовал в финале. Только 25 сентября 1876 года она услышала первую часть и финал, а еще две недели спустя — всю симфонию.


К.Дебюсси – Послеполуденный отдых фавна 

В 1886 году Дебюсси прочитал эклогу поэта-символиста С. Малларме (1842—1898) «Послеполуденный отдых фавна», написанную в течение 1865—1866 годов (опубликованную в 1876 году) для знаменитого драматического актера Коклена-старшего. Декламация должна была сопровождаться танцами. В 1892 году Дебюсси решил написать симфоническое произведение по этой эклоге. Первоначальный план включал в себя три номера: прелюдию, интерлюдию и финал, однако, закончив два года спустя (1894) прелюдию, композитор решил, что она полностью исчерпывает замысел. В том же году состоялась премьера, которая принесла Дебюсси первый настоящий успех.


Б.Барток – Концерт для оркестра

Великий венгерский композитор, выдающийся педагог, собиратель и исследователь музыкального фольклора Бела Барток (1881–1945) – один из классиков музыки ХХ века. 

Бежавший в 1940 году из Венгрии от фашистского режима Хорти, Барток последние пять лет жизни провел в США. Концерт для оркестра (1943) сочинен по заказу Бостонского оркестра и по личной просьбе его руководителя Сергея Кусевицкого, в трудную минуту оказавшего тем самым помощь тяжело больному композитору. Первое исполнение Концерта состоялось в декабре 1944 года в Бостоне под управлением Кусевицкого.

Пятичастный концерт – в сущности симфония – написан для большого оркестра. Следуя старинной «соревновательной» форме concerto grosso, Барток ставит перед исполнителями труднейшие задачи. Партитура полна виртуозными соло отдельных музыкантов и целых оркестровых групп, насыщена ансамблевыми диалогами, пронизана тембровой полифонией.

8-11-2019, 10:51 44 0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий